Поправки в закон о контрактной системе меняют подход к строительным торгам

1 июля 2019 года вступают в действие поправки в закон о контрактной системе (44-ФЗ), которые значительно меняют требования к проведению торгов в строительной отрасли.

Президент Союза инженеров-сметчиков Павел Горячкин представил журнальчику «Строительство» объяснения на этот счет.

Объяснение

Об отдельных вопросах конфигурации цены договора, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, серьезному ремонту, сносу объекта серьезного строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследства, в связи с принятием Федерального закона от 01.05.2019 № 71-ФЗ «О внесении конфигураций в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок продуктов, работ, услуг для обеспечения муниципальных и городских нужд»

Возможность и порядок внесения конфигураций в значительные условия договора при его выполнении регулируются статьей 95 «Изменение, расторжение договора» Закона № 44-ФЗ.

В согласовании с частью 1 статьи 95 Закона № 44-ФЗ изменение существенных критерий договора при его выполнении не допускается, кроме их конфигурации по соглашению сторон в ряде всевозможных случаев, предусмотренных обозначенной статьей.

1. Федеральным законом от 01.05.2019 № 71-ФЗ «О внесении конфигураций в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок продуктов, работ, услуг для обеспечения муниципальных и городских нужд» в пункт 1 части 1 ст. 95 с 1 июля 2019 года вводится особый подпункт «в» для строй работ последующего содержания:

«в) при изменении объема и (либо) видов выполняемых работ по договору, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, серьезному ремонту, сносу объекта серьезного строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследства. При всем этом допускается изменение с учетом положений экономного законодательства Русской Федерации цены договора менее чем на 10 процентов цены договора».

Сразу строй работы выведены из-под деяния подпункта «б».

Примечание:

Принципным нововведением является возникновение понятия «изменение видов выполняемых работ по договору». В действующей редакции 44-ФЗ речь шла только о способности конфигурации цены при изменении объема работ.

По общепринятому правилу виды работ и объем работ по договору являются существенными критериями договора, которые не могут изменяться. При всем этом норма пп. «б» п. 1 ч. 1 ст. 95 Закона 44-ФЗ позволяет изменять только условие об объеме работ по подписанному договору по соглашению сторон (по предложению заказчика) в границах 10 процентов и только, если это было предвидено в документации о закупке и договоре. Изменять содержание, виды работ данная норма не позволяет. Приведенная норма также ставит в зависимость повышение цены договора от роста объема работ, который также не может превосходить 10 процентов.

ОБЩИЕ Советы:

1) Возможность конфигурации объема и (либо) видов выполняемых работ должна быть предусмотрена в документации о закупке, критериями договора и не должна приводить к изменению предмета закупки (договора). Вопросы конфигурации объема и (либо) видов выполняемых работ являются прерогативой заказчика.

2) Необходимость конфигурации объемов и (либо) видов выполняемых работ по договору может быть вызвана внесением конфигураций в проектную документацию либо уточнением проектных решений в рабочей документации, разрабатываемой в процессе выполнения договора - если в процессе выполнения договора выяснилось, что потребность в выполнении отдельных видов работ отсутствует, при всем этом есть потребность в выполнении других работ для заслуги, предусмотренного договором результата. При всем этом приоритетными являются потребности заказчика.

Примечание:

Данное положение применяется с учетом необходимости получения в согласовании с законодательством о градостроительной деятельности положительного заключения экспертизы проектной документации в случае необходимости внесения в нее конфигураций.

Так, согласно части 7 статьи 52 ГрК РФ отклонение характеристик объекта серьезного строительства от проектной документации, необходимость которого выявилась в процессе строительства, реконструкции, полгого ремонта такового объекта, допускается лишь на основании вновь утвержденной застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию строения, сооружения, либо региональным оператором проектной документации после внесения в нее соответственных конфигураций в порядке, установленном уполномоченным Правительством Русской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В согласовании с частью 15 статьи 48 ГрК РФ застройщик либо заказчик до утверждения проектной документации направляет ее на экспертизу.

Решение о направлении документов для проведения повторной экспертизы в отношении объекта серьезного строительства принимается застройщиком (техническим заказчиком) без помощи других. В согласовании с пт 44 Положения № 145 «О порядке организации и проведения гос экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий» в случае, если в проектную документацию, получившую положительное заключение гос экспертизы, внесены конфигурации в части технических решений, которые оказывают влияние на конструктивные и другие свойства безопасности объекта серьезного строительства, такая проектная документация направляется повторно для проведения гос экспертизы. Также по инициативе застройщика либо технического заказчика повторно на муниципальную экспертизу может быть ориентирована проектная документация, в какой внесенные конфигурации не затрагивают конструктивные и другие свойства безопасности объекта серьезного строительства.

Также следует учитывать, что в согласовании с частью 2 статьи 8.3 ГрК РФ сметная цена строительства, финансируемого с привлечением средств экономной системы Русской Федерации, средств юридических лиц, сделанных Русской Федерацией, субъектами Русской Федерации, государственными образованиями, юридических лиц, толика в уставных (складочных) капиталах которых Русской Федерации, субъектов Русской Федерации, городских образований составляет более 50 процентов, подлежит проверке на предмет достоверности ее определения. Проверка сметной цены осуществляется в отношении объектов серьезного строительства независимо от обязательности гос экспертизы проектной документации и (либо) результатов инженерных изысканий.

Беря во внимание, что с 1 января 2019 г. поменялся предмет экспертизы, включающий в себя проверку достоверности определения сметной цены строительства, муниципальная экспертиза по объектам, обозначенным в частях 2 и 3 статьи 49 ГрК РФ, в том числе полный ремонт объектов серьезного строительства, проводится только в части проверки достоверности определения сметной цены.

3) Повторная проверка достоверности определения сметной цены проводится исключительно в случае, если после получения положительного заключения о достоверности определения сметной цены в проектную документацию были внесены конфигурации, в итоге которых сметная цена строительства, реконструкции, полгого ремонта объекта серьезного строительства возросла. Проведение повторной проверки достоверности определения сметной цены, если конфигурации, внесенные в проектную документацию, не приводят к повышению сметной цены, постановлением Правительства РФ от 18.05.2009 № 427 (ред. от 22.10.2018) «О порядке проведения проверки достоверности определения сметной цены строительства…» не предвидено (письмо Минстроя Рф от 21 апреля 2017 г. № 14094-СМ/09 и др.).

4) Модифицированные виды работ по договору должны быть технологически связаны меж собой и не могут являться самостоятельными по отношению к работам, на выполнение которых стороны заключили договор. Другое нарушало бы принципы открытости, прозрачности инфы о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, эффективности воплощения закупок.

Под технологически связанными видами работ (в том числе по позициям сметного расчета) понимаются работы, выполнение которых обеспечивает создание (установку, установка либо ремонт) либо демонтаж конструктивного элемента либо конструкции, оборудования, предусмотренного проектным решением (технической документацией).

5) Также допускается изменении объема и (либо) видов выполняемых работ по договору, в том числе за счет дополнительных работ, которые, исходя из имеющейся инфы на момент подготовки документации и заключения договора, беспристрастно не были бы учтены в технической документации и смете, но должны быть произведены, так как без их выполнения подрядчик не может приступать к другим работам либо продолжать уже начатые, или ввести объект в эксплуатацию и достигнуть предусмотренного договором результата. С учетом положений норм статьи 743 ГК РФ.

Если дополнительные работы не относятся к предусмотренным договором видам работ - к предмету договора, то правомерность согласования их выполнения может быть поставлена под колебание. Не могут быть признаны дополнительными работы, которые являются самостоятельным объектом строительства, в связи с чем для их выполнения требуется размещение заказа в установленном действующим законодательством порядке.

Примечание:

В силу пт 5 статьи 709 ГК РФ и пт 3 статьи 743 ГК РФ подрядчик должен докладывать заказчику о необходимости проведения дополнительных работ, неучтенных в технической документации, которые наращивают сметную цена строительства объекта.

6) Изменение объема и (либо) видов выполняемых работ может быть исключительно в процессе выполнения договора и осуществляется в форме дополнительного соглашения.

Примечание:

По смыслу п. 4 ст. 743 ГК РФ подлежат оплате только те дополнительные работы, которые были согласованы с заказчиком, а формой такового согласования с учетом положения пт 1 статьи 452 ГК РФ и контракта может являться дополнительное соглашение к договору. Если подрядчик не сказал заказчику об обнаружении дополнительных работ и не остановил работы в случае неполучения от него ответа, другими словами самовольно продолжил работы, он лишается права добиваться оплаты дополнительных работ даже в случае, когда такие работы были включены в акт приемки, подписанный представителем заказчика.

Фактическое выполнение подрядчиком дополнительных работ не может породить обязанность заказчика по их оплате при отсутствии дополнительного соглашения к муниципальному договору, изменяющего установленную муниципальным договором цена и объем работ с соблюдением требований Закона о контрактной системе.

Несогласованные дополнительные работы в силу п. 4 ст. 743 ГК РФ могут быть оплачены только при доказанности их выполнения в критериях предотвращения смерти либо повреждения объекта строительства. При всем этом обязанность обосновать необходимость незамедлительных действий в интересах заказчика возложена на подрядчика

7) При подмене материалов, предусмотренных проектной документацией, следует управляться положениями ч. 7 ст. 95 Закона о контрактной системе.

Примечание:

В силу ч. 7 ст. 95 Закона о контрактной системе по согласованию заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) допускается поставка продукта, выполнение работы либо оказание услуги, качество, технические и многофункциональные свойства (потребительские характеристики) которых являются усовершенствованными по сопоставлению с качеством и надлежащими техническими и многофункциональными чертами, обозначенными в договоре.

Так как аспекты определения усовершенствованных технических и многофункциональных черт выполнения работы 44-ФЗ не установлены, заказчик без помощи других определяет такие аспекты и согласовывает с подрядчиком изменение предусмотренных договором соответственных черт.

8) Изменение объема и (либо) видов выполняемых работ по договору (новый пп. «в» п 1 части 1 ст. 95 44-ФЗ) не всегда значит их повышение. При уменьшении предусмотренных договором объема и (либо) видов выполняемых работ стороны договора должны уменьшить стоимость договора, исходя из объема и цены обозначенных работ. В случае уменьшения предусмотренного договором объема работ отдельная позиция сметной документации может быть исключена с подходящим конфигурацией общей цены договора по соглашению сторон.

9) Изменение объема и (либо) видов выполняемых работ по договору (новый пп. «в» п 1 части 1 ст. 95 44-ФЗ) не всегда значит их повышение либо уменьшение. Заказчик вправе предугадать в документации о закупке и договоре возможность перераспределения цены отдельных статей сметного расчета и корректировку цены отдельных конструктивных частей при расчете за выполненные работы в границах цены договора.

2. Федеральным законом от 01.05.2019 № 71-ФЗ «О внесении конфигураций в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок продуктов, работ, услуг для обеспечения муниципальных и городских нужд» часть 1 ст. 95 44-ФЗ дополнена пт:

«п. 8) если при выполнении заключенного на срок более 1-го года договора, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, серьезному ремонту, сносу объекта серьезного строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследства, стоимость которого составляет либо превосходит предельный размер (предельные размеры) цены, установленный Правительством Русской Федерации, появились независимые от сторон договора происшествия, влекущие невозможность его выполнения, в том числе необходимость внесения конфигураций в проектную документацию. Предусмотренное реальным пт изменение осуществляется при наличии в письменной форме обоснования такового конфигурации на основании решения Правительства Русской Федерации, высшего исполнительного органа гос власти субъекта Русской Федерации, местной администрации при осуществлении закупки для федеральных нужд, нужд субъекта Русской Федерации, городских нужд соответственно и при условии, что такое изменение не приведет к повышению срока выполнения договора и (либо) цены договора более чем на 30 процентов. При всем этом в обозначенный срок не врубается срок получения в согласовании с законодательством о градостроительной деятельности положительного заключения экспертизы проектной документации в случае необходимости внесения в нее конфигураций».

Примечание:

В текущее время в согласовании с постановлением Правительства РФ от 19.12.2013 № 1186 (ред. от 19.05.2015) «Об установлении размера цены договора, при которой либо при превышении которой значительные условия договора могут быть изменены по соглашению сторон на основании решения Правительства Русской Федерации, высшего исполнительного органа гос власти субъекта Русской Федерации и местной администрации, в случае если выполнение договора по независимым от сторон договора происшествиям без конфигурации его критерий нереально» установлены последующие размеры цены договора, заключенного на срок более чем 3 года для обеспечения федеральных нужд, нужд субъекта Русской Федерации и на срок более чем 1 год для обеспечения городских нужд, при которой либо при превышении которой значительные условия договора могут быть изменены в установленном порядке, в случае если выполнение договора по независимым от сторон договора происшествиям без конфигурации его критерий нереально:

10 миллиардов рублей - для договора, заключенного для обеспечения федеральных нужд;

1 миллиардов рублей - для договора, заключенного для обеспечения нужд субъекта Русской Федерации;

500 млн рублей - для договора, заключенного для обеспечения городских нужд.

Таким макаром, для конфигурации цены муниципального (городского) договора при его выполнении на основании данного пт нужно одновременное наличие 3-х критерий:

1) стоимость муниципального (городского) договора должна составлять либо превосходить установленные размеры;

2) должно быть решение Правительства РФ (для федеральных нужд), высшего исполнительного органа гос власти субъекта Русской Федерации (для нужд субъекта) либо решение местной администрации (для городских нужд) об изменении существенных критерий муниципального (городского) договора;

3) муниципальный (городской) должен быть заключен на срок более чем 3 года для обеспечения федеральных нужд, нужд субъекта Русской Федерации и на срок более чем 1 год для обеспечения городских нужд.

При всем этом в согласовании с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Русской Федерации» городской правовой акт - решение, принятое конкретно популяцией городского образования по вопросам местного значения, или решение, принятое органом местного самоуправления и (либо) должностным лицом местного самоуправления по вопросам местного значения, по вопросам воплощения отдельных муниципальных возможностей, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Русской Федерации, также по другим вопросам, отнесенным уставом городского образования в согласовании с федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления и (либо) должностных лиц местного самоуправления, документально оформленные, неотклонимые для выполнения на местности городского образования, устанавливающие или изменяющие общеобязательные правила либо имеющие личный нрав.

3. Приведенные положения Федерального закона от 01.05.2019 № 71-ФЗ «О внесении конфигураций в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок продуктов, работ, услуг для обеспечения муниципальных и городских нужд» вступают в силу с 1 июля 2019 года

Объяснение

Об отдельных вопросах размещения проектной документации в составе документации о закупке и соблюдении требований к описанию объекта закупки в связи с принятием Федерального закона от 01.05.2019 № 71-ФЗ «О внесении конфигураций в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок продуктов, работ, услуг для обеспечения муниципальных и городских нужд»

С учетом вступающих с 1 июля 2019 года положений Федерального закона от 01.05.2019 № 71-ФЗ «О внесении конфигураций в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок продуктов, работ, услуг для обеспечения муниципальных и городских нужд» при наличии проектной документации (включении проектной документации в документацию о закупке) отпадает необходимость в формировании Списка строй материалов, изделий и конструкций в конкурсной документации - Техническом задании и Аннотации (Требованиям к содержанию и составу заявки на роль в электрическом аукционе) по наполнению формы (технической части заявки) «Сведения о качестве, технических свойствах продукта, его безопасности, многофункциональных свойствах продукта» первой части заявки для роли в электрическом аукционе на выполнение строй (ремонтно-строительных) работ.

Состав проектной документации регламентируется постановлением № 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию» (в редакции ПП от 17.09.2018 г. № 1096). Описание общих требований к характеристикам и высококачественным чертам материалов, изделий, конструкций, оборудования устанавливается заказчиком и указывается в Задании на проектирование в п 21.1 «Порядок выбора и внедрения материалов, изделий, конструкций, оборудования и их согласования застройщиком (техническим заказчиком)», п. 21.2 «Требования к строительным конструкциям» и др. (в согласовании с приказом Минстроя Рф от 1 марта 2018 года № 125/пр «Об утверждении типовой формы задания на проектирование объекта серьезного строительства и требований к его подготовке»).

Требования к материалам, изделиям и конструкциям, оборудованию в составе проектной документации определяются Спецификациями оборудования, изделий и материалов в составе рабочей документации для строительства объектов различного предназначения в соответствие с требованиями ГОСТ 21.110-2013 «Система проектной документации для строительства (СПДС). Спецификация оборудования, изделий и материалов» (ранее ГОСТ 21.110-95 взамен ГОСТ 21.109-80, ГОСТ 21.110-82 и ГОСТ 21.111-84), ГОСТ Р 21.1101-2013 «Система проектной документации для строительства. Главные требования к проектной и рабочей документации» Приложение К и ГОСТ 21.501-2011 «Система проектной документации для строительства. Правила выполнения рабочей документации строительных и конструктивных решений» Раздела 7.

В состав проектной документации врубается смета. Смета вкупе с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, образует проектно-сметную документацию, являющуюся неотъемлемой частью муниципального (городского) договора (контракта строительного подряда). Подразумевается, что технической (проектно-сметной) документацией учтен весь комплекс работ, а в смете учтены все издержки по грядущим работам. Частью 3 статьи 7 44-ФЗ определено, что информация, размещенная в Единой информационной системе (ЕИС), в том числе и проектно-сметная документация должна быть полной и достоверной. Доказательством достоверности сметной цены в установленном законом случаях является Заключение о проверке достоверности определения сметной цены (в порядке, предусмотренном постановлением Правительства Русской Федерации от 18.05.2009 № 427). Само Заключение о проверке достоверности, по нашему воззрению, также подлежит включению в состав документации о закупке и располагается в Единой информационной системе в сфере закупок (ЕИС). При всем этом в согласовании с положениями Закона о контрактной системе хоть какой участник вправе навести запрос о даче объяснений положений документации о закупке.

Павел Горячкин,

Президент Союза инженеров-сметчиков

ДЛЯ СПРАВКИ:

Извлечение из 71-ФЗ:

18) в статье 33:

а) часть 1 дополнить пт 8 последующего содержания:

"8) документация о закупке при осуществлении закупки работ по строительству, реконструкции, серьезному ремонту, сносу объекта серьезного строительства должна содержать проектную документацию, утвержденную в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, кроме варианта, если подготовка проектной документации в согласовании с обозначенным законодательством не требуется, также случаев воплощения закупки в согласовании с частями 16 и 16.1 статьи 34 реального Федерального закона, при которых предметом договора является в том числе проектирование объекта серьезного строительства. Включение проектной документации в документацию о закупке в согласовании с реальным пт является соответствующим исполнением требований пт 1 - 3 истинной части.";

40) в статье 66:

в) дополнить частью 3.1 последующего содержания:

"3.1. 1-ая часть заявки на роль в электрическом аукционе в случае включения в документацию о закупке в согласовании с пт 8 части 1 статьи 33 реального Федерального закона проектной документации должна содержать только согласие участника закупки на выполнение работ на критериях, предусмотренных документацией об электрическом аукционе (такое согласие дается с внедрением программно-аппаратных средств электрической площадки).";

з) дополнить частями 8.1 и 8.2 последующего содержания:

"8.1. Заявка на роль в электрическом аукционе, в описание объекта закупки которого в согласовании с пт 8 части 1 статьи 33 реального Федерального закона врубается проектная документация, направляется участником такового аукциона оператору электрической площадки в форме 2-ух электрических документов, содержащих части заявки, предусмотренные частями 3.1 и 5 истинной статьи. Обозначенные электрические документы подаются сразу.

8.2. Электрические документы (их копии), подтверждающие соответствие участника электрического аукциона дополнительным требованиям, установленным в согласовании с частями 2 и 2.1 статьи 31 реального Федерального закона, не врубаются участником такового аукциона в состав 2-ой части заявки. Такие документы (их копии) направляются заказчику оператором электрической площадки с внедрением программно-аппаратных средств таковой площадки в согласовании с частью 19 статьи 68 реального Федерального закона сразу со вторыми частями заявок на роль в таком аукционе из числа документов (их копий), размещенных в согласовании с частью 13 статьи 24.2 реального Федерального закона в реестре участников закупок, аккредитованных на электрической площадке."

Крышка для ящика многофункциональная 51х2x38 см, пластик цвет прозрачный

Крышка для функционального ящика сделана из прозрачного пластика, который не закрывает обзор содержимого и отменно защищает вещи от пыли и грязищи. Обычная конструкция дает возможность кооперировать изделие с разными контейнерами для хранения, размеры которых составляют 38х51 см. Отсутствие герметичных защелок позволяет воздуху свободно циркулировать снутри ящика, по этому при хранении сохраняется свежесть, а вещи либо продукты не улеживаются.

Достоинства: