Строительную отрасль ждут укрупнение и огосударствление

Собственником больших компаний все в большей и большей степени становится правительство

С 1 июля рынок жилища в Рф «играет» по новым правилам – застройщики на новые объекты должны брать кредиты в банках, а покупатели – открывать эскроу-счета, на которых замораживаются средства до конца строительства дома. О том, как стартовала реформа, мы беседуем с председателем Комитета по градостроительству Столичной конфедерации промышленников и бизнесменов, председателем Совета СРО Союза «МООСС» Мишей Викторовым/

- Миша Юрьевич, можно ли уже подвести 1-ые итоги и поделиться первыми впечатлениями от реформы жилищного строительства и перехода на проектное финансирование?

- Подводить 1-ые итоги, наверное, еще рано, так как прошло всего два месяца, но по результатам общения с столичными коллегами-застройщиками можно выделить 1-ые тенденции текущей реформы.

Во-1-х, дата 1 октября, до которой застройщики должны отчитаться о готовности собственных объектов для продолжения строительства по старенькым правилам, очень отлично простимулировала рост объемов строительства жилища. Потому, я думаю, что статистика вложений в серьезное строительство, и в том числе в жилище, будет и в первом полугодии, и в 3-ем квартале этого года очень оптимистичной. Естественно, стройку провоцировать необходимо, но не только лишь административными способами и датами-отсечками, а к тому же определенными льготами. Тогда строительная ветвь, как паровоз, потащила бы экономику Рф из кризиса. Потому охото пожелать органам власти, отвечающим за строительство, использовать способ не только лишь кнута, да и пряника.

Не считая того, идет структурное изменение стройкомплекса. На одной из последних стратегических сессий по разработке проекта Стратегии развития стройкомплекса до 2030 года мной была предложена как тенденция на наиблежайшие годы тема огосударствления строительного комплекса Русской Федерации. Могу сказать, что этот тезис я предлагал не 1-ый раз, а еще два года вспять озвучил на одной из всероссийских конференций в Санкт-Петербурге, но тогда к ней отнеслись довольно флегмантично. Но на данный момент мой сотрудник, бизнес-омбудсмен по строительству Дмитрий Котровский, этот тезис сходу поддержал, и по итогам внутреннего рейтинга стратегической сессии эта тенденция набрала наибольшее количество голосов профессионалов.

- В чем выражается это огосударствление?

- Это выражается в том, что собственником больших компаний, которые держат существенную часть строительного рынка Рф, все в большей и большей степени становится правительство - или впрямую, или опосредованно. Так, компания «ИНТЕКО» через БИН-Банк принадлежит Центральному Банку Рф. Госкорпорации «Банк ВТБ» принадлежит компания «ДОНСТРОЙ», также ряд других узнаваемых компаний. Присутствие Сбербанка Рф как банка с муниципальным ролью в строй проектах также очень велико, и это тоже будет нарастать. Должен отметить отлично растущие структуры ВЭБ.РФ и ДОМ.РФ. При всем этом ДОМ.РФ - это большой игрок строительного рынка, который держит значительные объемы как новостроек, так и достройки домов, также является наикрупнейшим землевладельцем. И этот перечень можно равномерно продолжать. Другими словами правительство впрямую либо через прогосударственные компании больше входит на строительный рынок.

- Это отлично, плохо либо никак?

- Мне уже задавали этот вопрос, и я скажу так: у меня пока нет точного ответа, плохо это либо отлично. Исходя из убеждений централизации, постановки и решения больших задач — это отлично. Так, кстати, выстроена работа в Белоруссии, где Минстрою Республики Беларусь впрямую принадлежит и подчиняется 10 либо 12 больших строй трестов. И там стройкомплекс просто и стремительно мобилизуется для решения больших задач. Такую же тенденцию мы лицезреем и в Рф: пару лет вспять расформировали Спецстрой Рф, сейчас его вновь восстанавливают, но уже форме публично-правовой компании, которая будет принадлежать Министерству обороны. В свое время Спецстрой Рф обосновал свою эффективность, строил много сложных, знаковых объектов, и его возрождение можно только приветствовать. Я вижу, что развитие стройкомплекса идет по этому пути.

Естественно, будут издержки. К примеру, в Белоруссии были случаи, когда люди ночами на физическом уровне стояли в очередях, чтоб приобрести жилище. Так как была рыночная стоимость на жилище, и была более низкая муниципальная. А так как объемы муниципального жилища были маленькие, появились очереди. На теоретическом уровне мы можем возвратиться в СССР, когда жилище получали безвозмездно, о чем многие с ностальгией вспоминают. Но только не помнят, сколько за ним стояли и как оно выходило. Правительство может быть как действенным игроком, так и неэффективным. К огорчению, у нас много находится в зависимости от роли личности - кто возглавляет и кто ведет этот процесс. Но это конкретная тенденция, которая на данный момент проявляется все более четко и более четко.

2-ая тенденция – укрупнение компаний. Об этом говорилось, это прогнозировалось, и на данный момент мы лицезреем, что прогноз сбывается. Многие большие компании осторожно объявляют, что они готовы выходить на региональные рынки, подхватывая недостроенные объекты. Я считаю, что эти тенденции будут нарастать, так как большие компании отыскивают новые рынки и новые объемы строительства жилища. Региональные власти, я думаю, будут это только приветствовать, так как им увлекательнее и спокойнее работать с большим игроком, встроенным в банковскую систему и в работу муниципальных структур.

- Но тем практически будет подписан смертный приговор региональным строительным компаниям.

- Да, это так. Эта дискуссия идет достаточно издавна, и я помню мой диалог 12-13-летней давности с Сергеем Полонским, обладателем МИРАКС Групп, когда шла дискуссия над первыми текстами 214-го федерального закона о долевом строительстве жилища. Тогда Сергей Юрьевич заявил, что в Рф должно быть, как во Франции, где 30 компаний строят 80% всех объемов. Может быть, и у нас будет не 30, а 60 либо 100 компаний, которые будут строить 80% всех объектов. Исходя из убеждений страны, всегда любопытно, комфортно и неопасно работать с большим оператором.

- А исходя из убеждений малого и среднего бизнеса – ложиться и дохнуть? Ему куда податься?

- В свое время в Петербурге с приходом на пост губернатора Валентины Матвиенко шла конкретно такая дискуссия, и управление Союза строй компаний Санкт-Петербурга «СОЮЗПЕТРОСТРОЙ» представляло интересы конкретно малого и среднего бизнеса. Тогда большие петербургские компании – Группа ЛСР, Идеал – увеличивали объемы, а среднему и малому бизнесу приходилось отходить в тень. «СОЮЗПЕТРОСТРОЙ» настаивал, что это некорректно. Но жизнь расставляет все по своим местам, и конвейерное высотное жилищное строительство – это, все-же, удел больших компаний. Тем паче что современность диктует для застройщиков необходимость интеграции с банковским обществом, прозрачность и наличие кредитной истории.

Но есть и другие сегменты рынка – реконструкция жилища, низкоэтажное строительство, и многие компании просто перебежали в эти сегменты. К примеру, отлично популярная компания «ЮИТ» в Столичной области ушла в коттеджное строительство, где тоже требуется опыт строительства и жилища, и сетей, опыт работы с клиентом, грамотная рекламная политика, учет, но в нем нет таких жестких требований. Потому ниши для малого и среднего бизнеса есть.

Не считая того, совершенно не так давно снова подняли тему древесного строительства – вот ниша, которая вообщем свободна. Да, ее нужно дополнительно нормативно урегулировать, и такая задачка стоит перед нашим Комитетом по градостроительству МКПП (р), но это очень перспективное направление. Это могут быть низкоэтажные типовые дома из современных древесных панелей, владеющих свойствами бетона, негорючих, гидростойких, не требующих большой внутренней отделки. И это могут быть многоквартирные дома до 9 этажей, какие уже на данный момент строят в Европе. Тут как раз средний бизнес может занять надлежащие ниши и продвигать инноваторские технологии и материалы.

- По вашему воззрению, какие первоочередные шаги на данный момент нужно сделать в рамках реформы жилищного строительства?

- Я считаю, что последующий шаг на пути реформы – это поэтапное раскрытие эскроу-счетов. В пользу такового решения высказываются не только лишь застройщики, да и некие бюрократы строительной отрасли, тем паче что это нормально работающая практика в ряде государств, в том числе в Германии. Но мы осознаем, что банки выступают интенсивно против такового подхода, так как для их иметь живы средства людей до окончания строительства дома и сам объект, который в случае заморочек перебегает к банку, еще более прибыльно и расслабленно, чем открывать эскроу-счета, поэтапно разгружать кошелек и иметь надлежащие опасности. Но, мне кажется, нельзя ставить во главу угла благополучие банков, тем паче что в стране уже пару лет не все благополучно с платежеспособным спросом. Ставка по ипотеке понижается, но медлительно, льготы не доходят до всех групп населения, которым они положены. Потому сдерживание себестоимости строительства – это один из главных моментов сегодняшнего шага реформы. И переход на поэтапное раскрытие эскроу-счетов может быть значимым сдерживающим фактором в части удорожания жилища, при этом по всей стране.

Последующую тему я бы обозначил как снятие обременений с застройщиков. Мы все выступаем за всеохватывающую застройку, мы все ратуем за то, чтоб наши дворы и микрорайоны были хорошо застроены объектами социальной инфраструктуры, но это не удел застройщика. Перекладывать это все на плечи застройщика и конечного потребителя – это вызвать дополнительное удорожание жилища на 15-20%. Мы все - и компании, и физические лица - платим налоги, и хотелось бы, чтоб эти налоги ворачивались через развитие соответственной инфраструктуры.

Ведь было какое-то время, когда правительство в лице субъектов Федерации строило дороги, инженерные сети, продавало участки с подведенной инфраструктурой и брало на себя обязательства по строительству соц объектов. Но понемногу, во время бурного роста рынка строительного рынка, власти старались облегчить нагрузки на бюджет и переложили это на застройщика. Пока могли, мы это делали, но на данный момент себестоимость жилища это уже не потянет. Я всегда привожу в пример цены на жилище в Калининградской области, где при низкой этажности новостроек стоят довольно низкие цены на квартиры - около 55 тыщ рублей за квадратный метр. Так как в Калининградской области действует федеральная программка мотивированного развития региона и 10-ки объектов – школы, садики, поликлиники – сдаются за счет федерального бюджета. И за 10 лет качество проживания в Калининградской области стало не только лишь не ужаснее, но, может быть, даже лучше, чем в примыкающей Польше.

Я уверен, что этот вопрос необходимо решать принципно, в одном ключе для всех регионов, в масштабах всей страны на федеральном уровне, а уже дополнительные льготные программки каждый субъект Федерации будет предоставлять в силу собственных способностей и потребностей.

Колесо NF-0130, 75 мм поворотное с тормозом

Колесо Noneс поперечником 75 мм предназначается для установки в качестве подвижной опоры для различного оборудования. Комфортное и надежное крепление на пластинку с отверстиями под крепежные элементы выдерживает нагрузку до 60 кг для универсального внедрения на самых различных покрытиях.

Особенности: